Основные качества присущие российскому воину защитнику отечества. Военнослужащий есть вооруженный защитник Отечества

Военнослужащий - это прежде всего вооруженный за­щитник Отечества. В связи с учетом особых обязанностей, возлагаемых на военнослужащего, он должен обладать рядом качеств, необходимых для исполнения своего высокого пред­назначения.

Истинный патриот сознательно любит свое Отечество, го­тов к любым жертвам и подвигам во имя него. Вот как ска­зал об этом русский писатель и историк Н. М. Карамзин: «Па­триотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».

Прежде всего современный военнослужащий должен до­рожить честью. Честь - это заслуживающее уважения мо­ральное качество, или, как писал создатель «Толкового сло­варя великорусского языка» В.И.Даль, «внутреннее нрав­ственное достоинство человека». Достоинство военнослужа­щего выражается в уважении к себе, в осознании своих че­ловеческих прав, моральных ценностей, в подобающем об­разцовом поведении. Образцовое поведение включает в себя соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты службы в армии.

Также военнослужащий обязан знать и неукоснительно со­блюдать международные правила ведения военных действий, касающиеся обращения с ранеными и больными, с граждан­ским населением в районе боевых действий, а также с военно­пленными. Человеколюбие во все времена являлось неотъем­лемым качеством российского воина. В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием, по­беждать противника человеколюбием. В поражениях сдаю­щимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей оби­ды и озлобления не чинить».

Принципы уважения к человеческой личности в условиях военного конфликта закрепляют четыре Женевские конвен­ции 1949 г. В них предусмотрено:

    обеспечение равенства при уходе за ранеными как сво­ей, так и неприятельской стороны, без каких-либо раз­личий;

    уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ре­бенка;

    запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей и неоправданного уничтожения имущества;

    разрешение делегатам Международного комитета Крас­ного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны;

    запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в воен­ных действиях.

Захваченные в плен участники военных действий и граж­данские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на со­хранение жизни, уважение достоинства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на переписку со своей семьей и получение помощи.

Звание воина всегда было почетно, а ратное дело счита­ется делом настоящих мужчин. Но ведение войны в совре­менных условиях требует знаний, и знаний немалых, иначе более подготовленный противник с легкостью одержит по­беду над уступающим ему в подготовке врагом. Поэтому еще одна обязанность современного военнослужащего - посто­янно повышать свой интеллектуальный уровень, оттачивать боевые навыки и умения, повышать уровень физической подготовки. Вверенные ему оружие и военную технику он должен знать в совершенстве.

Чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества, каждый военнослужащий должен:

    глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, добросовестно и честно выполнять свои слу­жебные обязанности;

    иметь четкие представления о высоком смысле военной службы, о значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества;

    быть морально, психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время;

в любых условиях соблюдать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов;

дорожить боевой славой Вооруженных сил России и во­инской части, честью боевого знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооружен­ных сил, своего соединения, части (корабля) и подраз­деления.

Вопросы для самоконтроля

    Как вы понимаете честь и достоинство военнослужащего?

    Перечислите основные качества, присущие военнослужащему - защитнику Отечества.

    Какие принципы уважения к человеческой личности в услови­ях военного конфликта закреплены в Женевских конвенциях 1949 г.?

    Почему современный военнослужащий должен быть образован­ным человеком?


Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они сложились на основе героических традиций народов нашей Родины и впитали все лучшее из прошлого русской армии и флота. Эта связь поколений нашла свое воплощение в установлении дней славных побед в истории России (см. приложение 1).

Важнейшие боевые традиции российских Вооруженных Сил: любовь к Родине; воинская доблесть и честь; непримиримость к врагам своего народа; уверенность в победе над врагами Отечества, постоянная готовность к его защите; любовь к родной армии и флоту, верность военной присяге и Боевому знамени, Военно-морскому флагу, воинскому долгу; мужество, героизм в бою; крепкое войсковое товарищество, уважение к командиру и защита его в бою; постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства и укреплению воинской дисциплины; неустанная борьба за высокую бдительность и боевую готовность подразделения и части .

Главное место среди традиций занимают любовь к Отечеству и высочайший патриотизм, под которыми понимают преданность своей стране, стремление служить ее интересам, защищать от врагов, а также героизм, мужество, воинская доблесть и честь.

Героизм - это совершение выдающихся по значению действий, отвечающих интересам общества и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Героизм основан на твердых убеждениях, преданности народу, глубоком сознании патриотического долга .

Мужество - морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность. Внутреннюю основу мужества составляют высокие нравственные принципы, а также воинское мастерство, тренированность, умение владеть собой.

Вспомните из курса истории России примеры мужества и героизма советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Воинская доблесть - самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служебных обязанностей в мирное и военное время. В основе воинской доблести лежит сознание воинами своего патриотического долга, воинское мастерство, высокая дисциплинированность, бдительность, коллективизм, трудолюбие .

Воинская честь - внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга. Основное содержание воинской чести заключается в нравственной ответственности воинов за защиту Отечества. Высшее ее проявление - подвиг на поле боя .

Одно из главных проявлений нравственной зрелости военнослужащего - развитое сознание и чувство воинского долга. В Конституции Российской Федерации записано, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Военнослужащий, обладающий чувством высокого воинского долга, - это воин, который выполняет обязанности осознанно, по нравственному убеждению.

Эти военнослужащие активны и деятельны. Сформировать в себе чувство долга во власти и силах каждого человека. Понимание воинского долга начинается с выработки в себе самодисциплины. Научившись подавлять в себе отрицательные качества, преодолевать соблазны, воин учится смотреть на себя глазами товарищей, оценивших в нем силу и стойкость духа. Это побуждает его и во всех других случаях соотносить свои интересы с интересами других, делать правильный выбор, осознавать свою связь с коллективом. Требования долга приобретают необычайную силу в нравственном сознании воина. Она настолько значительна, что заставляет отступать все другие побуждения: склонности, желания и даже стремление к самосохранению в боевой обстановке. Именно сознание долга перед Родиной руководило тысячами известных и безымянных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., войны в Афганистане, боевых действий в Чеченской Республике.

Подразделение Апатитского милицейского батальона устраивалось на ночлег в пустующем здании школы в г. Г розном. От школы до колючей проволоки было несколько десятков метров. А дальше - «ничейная полоса». Оттуда и влетела в окно класса, где расположились бойцы, граната- «лимонка». Игорь Пеликанов вскочил с койки, как только раздался звон разбитого стекла. Кинулся к покатившейся по полу «лимонке». Успел крикнуть: «Мужики, ложись!» - накрыл гранату своим телом, и тогда только прогремел взрыв... Ценой своей жизни Игорь Пеликанов спас товарищей. Посмертно он удостоен звания Героя России. Так Игорь Пеликанов выполнил свой воинский долг.

Вопросы

1. Дайте определение боевых традиций Вооруженных Сил и назовите главные из них.

2. Коротко расскажите об основных боевых традициях.

3. Приведите примеры из литературы, фильмов, реальной жизни, повествующие о воинских традициях России.

4. Что такое героизм и на чем он основан?

5. В каких поступках проявляется мужество воинов?

6. Что лежит в основе воинской доблести?

Приложение 1

Дни воинской славы России

Федеральным законом от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» были установлены Дни воинской славы (победные дни) России:

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944);
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943);
23 февраля - День защитника Отечества;
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242);
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1945);
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709);
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714);
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943);
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812);
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790);
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380);
4 ноября - День народного единства;
7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать чертвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941);
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853);
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941);
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790).

Блокада Ленинграда проводилась немецко-фашистскими войсками с 8 сентября 1941 г. с целью сломить сопротивление защитников города, задушить их голодом, прервать связи города со страной. Прорвана в январе 1943 г. в результате операции «Искра», снята окончательно в январе- феврале 1944 г. в ходе Ленинградско-Новгородской операции.

Германо-австрийская интервенция в Советской России с целью захвата и колонизации некоторых ее областей началась 18 февраля 1918 г. и развернулась по всей полосе от Балтийского до Черного морей. Поводом для нее послужил срыв мирных переговоров с Германией. Германо-австрийские войска оккупировали Прибалтику, большую часть Белоруссии, часть западных и южных районов РСФСР, Украину, Крым и часть Северного Кавказа. Старая русская армия, не способная оказать противнику сопротивление, оставляла позиции без боя. Советское правительство опубликовало декрет «Социалистическое Отечество в опасности!» и призвало народ на борьбу с интервентами. Для организации отпора германскому нашествию был создан Временный исполнительный комитет Совнаркома. Началось массовое вступление трудящихся в Красную Армию, развернулось строительство укреплений. Первые бои с германскими войсками молодых отрядов Красной Армии происходили 22 и 23 февраля 1918 г. под Псковом, Нарвой, Ревелем. В ознаменование этих исторических событий 23 февраля стали отмечать как День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Ныне - День защитника Отечества.

Ледовое побоище - битва русского войска с рыцарями немецкого Ливонского ордена в 1242 г. на льду Чудского озера, закончившаяся полным разгромом захватчиков. Умело используя местность и численное преимущество русских войск (15-17 тыс. человек) в пехоте и учитывая тактику противника (наступление «клином»), возглавлявший русское войско князь Александр Невский 2/3 своих сил выделил на фланги, чтобы охватить врага с двух сторон. Рыцарское войско (10-12 тыс. человек) в начале битвы прорвало центр русского боевого порядка и втянулось в жестокую рукопашную схватку с фланговыми полками, которые лишили его возможности маневра. Удар засадных дружин довершил окружение немецкого войска. Под тяжестью рыцарской конницы лед на озере проломился, и многие рыцари утонули. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Ледовое побоище - одно из выдающихся сражений средневековья, классический образец окружения противника. Русское войско превзошло противника в военной организации и тактике, проявило высокую доблесть и мужество. Победа в Ледовом побоище сорвала агрессивные планы крестоносцев, на многие годы обезопасила западные границы Руси.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. - справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и ее союзников; важнейшая и решающая часть Второй мировой войны 1939-1945 гг. Она была развязана фашистской Германией, стремившейся к мировому господству. Готовясь к войне против СССР, Германия создала огромный военно-экономический потенциал, использовав экономические и людские ресурсы не только своей страны, но и оккупированных ею стран Европы. Общая численность вооруженных сил Германии к середине 1941 г. составляла более 7,3 млн человек. Стратегический план войны против СССР «Барбаросса» предусматривал уничтожение главных сил Советской Армии, стремительное продвижение в глубь страны и выход на линию Архангельск - Астрахань.

В первый период войны, летом и осенью 1941 г., советские войска на всех направлениях вели упорные оборонительные сражения, нанося противнику огромный урон. В приграничных сражениях 1941 г. наши войска обескровили ударные группировки вермахта. Главные события развернулись на Московском направлении.

Битва за Москву . Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват советской столицы. Группа армий «Центр» прорвала нашу оборону и окружила значительную часть защищавших Москву войск. Но они, сражаясь в окружении, сковали большие силы вермахта, позволив вновь созданным Калининскому, Западному и Брянскому фронтам к концу октября остановить врага на Можайской линии обороны. Немецкое командование в середине ноября возобновило наступление. Преодолевая упорное сопротивление советских войск, ударные группировки противника к концу месяца вышли к каналу Москва - Волга (25-30 км от столицы).

Во главе обороны Москвы 10 октября 1941 г. был поставлен Г. К. Жуков. Он энергично и решительно восстановил оборону разбитых фронтов. Умело разгадывая очередные ходы противника, полководец искусно маневрировал силами и средствами, быстро создавая на угрожаемых направлениях надежные заслоны.

Обескровленная в результате таких действий группа армий «Центр» была вынуждена перейти к обороне. А 5-6 декабря 1941 г. советские войска развернули контрнаступление. Враг был отброшен на 100-250 км на запад, были освобождены 11 тыс. населенных пунктов, разгромлены 11 танковых, 4 моторизованных и 23 пехотные дивизии противника.

Битва под Москвой стала одним из важнейших событий Великой Отечественной войны и впервые с начала Второй мировой войны завершилась крупным поражением вермахта.

Большое психологическое значение для всего советского народа имело проведение военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. Участники этого парада прямо с площади уходили на фронт защищать Москву.

Сталинградская битва 1942-1943 гг., оборонительная (17 июля - 18 ноября 1942 г.) и наступательная (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) операции советских войск во время Великой Отечественной войны. Цель - оборона Сталинграда и разгром действовавшей на Сталинградском направлении группировки немецко-фашистских войск. В Сталинградской битве участвовали войска Сталинградского и левого крыла Воронежского фронтов, Волжская военная флотилия и Сталинградский корпусной район ПВО. Для наступления на Сталинградском направлении немецко-фашистское командование вначале направило 6-ю армию, а с 31 июля и 4-ю танковую армию. В оборонительной операции советские войска обескровили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецкие 6-я армия и 4-я танковая армия, часть 3-й румынской и 8-я итальянская армия. Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне. Противник потерял в ней убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 1,5 млн человек - четверть своих сил, действовавших на советско-германском фронте. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны.

Курская битва 1943 г. - оборонительная (5- 23 июля) и наступательная (12 июля - 23 августа) операции Великой Отечественной войны, проведенные Советской Армией в районе Курского выступа; одна из решающих битв Второй мировой войны. Гитлеровское командование планировало провести летнее наступление, овладеть инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. Имея сведения о подготовке немецко-фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение перейти к обороне на Курском выступе и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.

Упорная и стойкая оборона советских войск измотала и обескровила врага. В результате последующего контрнаступления были разгромлены группировки противника на Орловском и Белгородско-Харьковском направлениях. В Курской битве вермахт потерял около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Его наступательная стратегия потерпела полное крушение. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией.

В ходе третьего периода войны (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.) Советская Армия провела последовательные операции на фронте от Балтийского до Черного морей, что привело к разгрому основных группировок противника. В январе - первой половине апреля 1945 г. в результате мощного наступления Советской Армии на всем советско- германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша, значительная часть территории Чехословакии, Венгрия, восточная часть Австрии со столицей Веной. Советские войска вышли к р. Одер и захватили плацдармы на ее западном берегу. В ходе Берлинской операции, начавшейся 16 апреля 1945 г., наши войска окружили и разгромили мощную группировку противника и 2 мая овладели столицей Германии Берлином, а 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.

Победа в Великой Отечественной войне имела большое всемирно-историческое значение. Советские Вооруженные Силы избавили человечество от угрозы фашистского порабощения, спасли мировую цивилизацию, оказали помощь многим народам Европы и Азии в освобождении от поработителей.

Полтавская битва - генеральное сражение между русской и шведской армиями во время Северной войны 1700-1721 гг. Шведская армия Карла XII (35 тыс. человек, 32 орудия), вторгшись на Украину, осадила Полтаву, чтобы, пополнив запасы, развернуть наступление на Харьков и Москву. Героическая оборона Полтавы сорвала планы Карла XII, дав возможность русской армии во главе с Петром I сосредоточить силы и подготовиться к генеральному сражению. Готовя сражение, Петр I оборудовал подступы к укрепленному лагерю русской армии редутами, расположил в них войска и артиллерию. Замысел Петра I состоял в том, чтобы измотать противника на линии редутов, а затем разгромить в полевом бою. В ходе сражения русские войска опрокинули шведов и вынудили их к отходу, который вскоре перерос в бегство. Окончательно шведская армия была разбита в ходе преследования у Переволочны, где ее остатки сдались русским войскам. Полтавское сражение предопределило перелом в Северной войне в пользу России, подняло ее авторитет, раскрыло полководческий талант Петра I.

Гангутское сражение произошло между русским и шведским флотами в ходе Северной войны 1700-1721 гг. близ п-ова Гангут (Ханко) на Балтийском море. Русский флот (99 галер с десантом в 15 тыс. человек) разгромил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, отряд гребных судов). Русские моряки смелой атакой принудили к сдаче 10 шведских кораблей. Остальной шведский флот отошел к Аландским о-вам. Победа в Гангутском сражении, первая в истории русского регулярного флота, позволила перенести боевые действия на территорию Швеции. Петр I приравнивал победу в Гангутском сражении к победе под Полтавой в 1709 г.

Бородинское сражение между русской армией М. И. Кутузова (120 тыс. человек, 640 орудий) и французской армией Наполеона (130-135 тыс. человек, 587 орудий) произошло в районе села Бородино во время Отечественной войны 1812 г. После отхода из-под Смоленска М. И. Кутузов решил, опираясь на заранее избранную для обороны и подготовленную в инженерном отношении позицию, нанести французской армии возможно большие потери, изменить соотношение сил в свою пользу и перейти в контрнаступление с целью разгрома вторгшегося в Россию противника. Наполеон, подойдя к русской позиции у Бородино, вынужден был наносить фронтальный удар основной частью своих войск (86 тыс. человек) с целью разгромить русскую армию, выйти ей в тыл и, прижав главные силы русских войск к Москве-реке, уничтожить их. Ожесточенный бой за Шевардинский редут позволил М. И. Кутузову разгадать замысел Наполеона. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Н. Н. Раевского, которыми противнику удалось овладеть ценой огромных потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции. В итоге Бородинского сражения французы, потеряв более 50 тыс. человек, не достигли поставленной цели. Замысел М. И. Кутузова был реализован. Русская армия, потеряв 44 тыс. человек, сохранила основные силы, отошла к Москве, а затем оставила ее. Бородинское сражение выявило кризис наполеоновской стратегии генерального сражения и превосходство стратегии М. И. Кутузова, рассчитанной на разгром противника в ряде сражений.

Победа русской эскадры над турецкой у мыса Тендра. У м. Тендра (северо-западная часть Черного моря) в русско-турецкую войну 1787-1791 гг. русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардировочный корабль, 20 вспомогательных судов, около 830 орудий) Ф. Ф. Ушакова нанесла поражение превосходящей по численности турецкой эскадре (14 линейных кораблей, 8 фрегатов, 23 вспомогательных судна, около 1400 орудий). Эта победа обеспечила господство русского флота на Черном море в кампании 1790 г.

Куликовская битва между русскими войсками во главе с великим князем владимирским и московским Дмитрием Ивановичем (100- 150 тыс. человек) и войсками Золотой Орды под командованием темника Мамая (100-150 тыс. человек) на Куликовом поле - одна из крупнейших битв средневековья, положившая начало освобождению русского и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига. Исходя из тактики врага (вести бой на окружение), был создан глубокий боевой порядок русского войска: в центре стоял большой полк, правее и левее его - полки правой и левой руки, фланги которых упирались в труднодоступную местность. Впереди главных сил были расположены сторожевой и передовой полки. За большим полком располагались частный резерв и сильный засадный полк. В ходе боя противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. Исход битвы в пользу русских войск решила внезапная атака засадного полка по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы, поддержанная ударом других полков. Вражеские войска были обращены в бегство. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тыс. человек убитыми и ранеными). После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

Освобождение Москвы от польских интервентов . 1611 год был одним из самых тяжелых в истории России. В Карелию вторглись шведы. Войска польского короля Сигизмунда III продолжали осаду Смоленска. Польский гарнизон в Москве с ожесточением подавлял все выступления жителей против интервентов. Именно в этой тяжелой обстановке было сформировано ополчение, имевшее целью освободить Москву и всю Русскую землю. Инициатором его создания стал выборный нижегородский голова Кузьма Минин. Во главе новых полков Минин уговорил встать князя Дмитрия Пожарского. В июле 1612 г. до Ярославля, где заканчивали формировать ополчение, дошли слухи о том, что Сигизмунд снаряжает для отправки в Москву 12-тысячное войско под командованием гетмана Яна Кароля Ходкевича. Пожарский не мог допустить, чтобы поляки соединились, и поэтому он отправил к Москве отряд князя В. Тургенева, который должен был встать у Чертольских ворот. Основные силы Пожарский приказал расположить у Арбатских ворот. Тем самым войску Ходкевича был полностью перекрыт путь в Китай-город и Кремль. Ходкевич пробовал пробиться, но русские отбили его атаки и окружили Китай-город и Кремль. Пожарский послал полякам письмо. «Ваш гетман, - написал он, - далеко: он ушел в Смоленск и к вам не воротится скоро, а вы пропадете с голоду. Королю вашему теперь не до вас... Не губите напрасно душ своих за неправду вашего короля. Сдавайтесь!» В стане поляков наступил голод. Русские, узнав, что неприятель в таком ужасном положении, предприняли 22 октября 1612 г. сильный приступ на Китай-город. Голодные поляки не могли обороняться и покинули Китай-город.

После этого русские окружили Кремль, но поляки уже не думали защищаться. Сперва они выпустили русских боярынь и дворянок с детьми. А на другой день прислали просить милости и пощады. Пожарский дал обещание, что ни один пленник не погибнет от меча. После этого 25 октября 1612 г. русские отряды торжественно вступили в Кремль. Сейчас эти события отмечают в День народного единства - 4 ноября.

Синопское сражение произошло между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853-1856 гг. Турецкая эскадра Осман-паши (16 кораблей, 510 орудий), стоявшая под защитой береговых батарей (38 орудий), была атакована и уничтожена огнем артиллерии русской эскадры П. С. Нахимова (8 кораблей, 720 орудий). Потери турок составили 15 кораблей, более 3200 человек. Синопское сражение - последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Большая эффективность применявшихся в Синопском сражении пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорила переход к строительству броненосного флота.

Штурм Измаила . Шла русско-турецкая война 1787-1791 гг. Турецкая крепость Измаил представляла собой неприступную твердыню, оборудованную по последнему слову фортификационного искусства: земляной вал с каменными бастионами был окружен рвом шириной до 12 м и глубиной от 6 до 10 м. Турецким гарнизоном (35 тыс. человек при 265 орудиях) командовал отважный военачальник Айдос Мехмет-паша.

Осаду крепости русские войска начали в середине ноября 1790 г., но она не приносила успеха. Тогда для организации штурма был направлен А. В. Суворов. Он прибыл к войскам и немедленно отправил коменданту предложение сдаться: «Я с войсками прибыл сюда. 24 часа на размышление - воля. Первый выстрел уже неволя, штурм - смерть, что и оставляю вам на размышление». На этот лаконичный ультиматум Мехмет-паша ответил, что скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вверх, чем он сдаст Измаил.

В 5 ч 30 мин 22 декабря 1790 г. девять колонн русских войск при поддержке гребной флотилии О. М. Дерибаса начали штурм. Всего два с половиной часа ушло на то, чтобы штурмующие оказались в неприступном Измаиле. Яростные, смертельные схватки начались в городе.

Турки, не надеясь на пощаду, сражались до последней возможности. Но и храбрость русских войск была необычайной, дошедшей как бы до совершенного отрицания чувства самосохранения. Мехмет-паша и все старшие турецкие офицеры были убиты. В плен было взято 6 тыс. человек. После штурма Суворов докладывал Потемкину: «Нет крепче крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший кровопролитным штурмом!»

Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и др.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Формирование личности человека начинается в дошкольном возрасте, к основной составляющей этого понятия можно отнести чувство патриотизма, проявляющегося в любви и привязанности, преданности и ответственности, желании трудиться на благо края, беречь и умножать его богатство.
То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают. Поэтому в своей работе я уделяю этому очень большое внимание. Ведь то, какой будет наша страна в будущим, как будут жить россияне лет через 20-30 зависит от того, насколько серьезно и ответственно мы будем сегодня и сейчас воспитывать в детях любовь и уважение к большой и малой Родине, к победам и достижениям, традициям страны; прививать детям чувство гордости и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
Для достижения поставленной цели одной из результативных форм работы является подготовка и проведение государственных праздников, посвященных важным событиям в истории страны: «Дня защитника Отечества», «Дня Победы».
Важно предварительно продумать содержание праздника, отвечающее интересам и возможностям детей данного возраста, привлечение родителей воспитанников. Для проведения праздника, посвященного «Дню защитника Отечества», я подготовила для детей презентацию по родам войск современной армии РФ. Дети с родителями подготовили маленькие сообщения о военных кораблях и подводных лодках, о служебных собаках, о пограничных войсках и т. д. Разучивали и пели гимн РФ, патриотические песни «Защитники Отечества» (В. Рязанова) с выносом флага РФ, «Эх, на плечах погоны» (П. Сасин). Побеседовали о людях, которые стоят на страже Родины в наше мирное время. О том, что в армии служат не только мужчины, но и женщины. С девочками мы подготовили спортивно-танцевальную композицию «А ну-ка, девушки» (музыка И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).
На празднике папы и старшие братья показывали свою ловкость в играх-конкурсах «Русский солдат смекалкой богат», «Собери автомат». Мальчики подготовительной группы показали свою физическую подготовку, преодолевая полосу препятствий под музыкальное сопровождение – песню О. Газманова «Граница».
В преддверии 9 мая в нашем детском саду традиционно проводится торжественный праздник, посвящённый Дню Победы. В ходе подготовки к этому празднику я с детьми проводила тематические занятия, рассказывала о том, что победу ковали и на фронте, и в тылу, и военные (солдаты, офицеры) и гражданское население, и мужчины и женщины и даже дети.
На празднике на грудь каждому ребёнку мы прикрепляли Георгиевскую ленточку – символ победы в Великой Отечественной войне. Просмотр мультфильма «Партизанская Снегурочка» вызвал у детей тревогу и чувства сопереживания, гордости за маленькую девочку, которая, преодолевая страх, выполнила задание, передала записку партизанам.
А еще мы с детьми пели песни военных лет («Катюшу», «В землянке») и самое главное, что они с удовольствием потом пели их не только в детском саду, но и дома, и на праздничных мероприятиях города Щёлкова. Мы с детьми рассказывали друг другу о том, что знаем о тех из наших семей, кто воевал во время Великой Отечественной войны. Дети предварительно получили задание узнать об этом у родителей и потом с гордостью делились со всеми. А после 9 мая дети рассказывали, кто из них был участником шествия «Бессмертного полка».
Праздничные мероприятия в нашем детском саду по случаю Дня Победы продолжились торжественным шествием воспитанников старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей к памятнику погибших воинов родного города Щёлкова, для возложения цветов. С уважением и в полной тишине дети поклонились героям.
А потом, в рамках проекта и осуществления социального партнёрства, присутствовали на торжественной линейке, посвящённой Дню Победы в МБОУ средней образовательной школе №4 им. П.И. Климука г. Щёлково. Общая праздничная атмосфера оставила в сердцах дошкольников неизгладимое впечатление, которым они поделились со своими близкими дома.

Во все времена защищать родную землю было делом чести и достоинства мужественных людей, настоящих патриотов своей страны, святой обязанностью каждого гражданина. Поэтому День защитника Отечества – это всенародный праздник. Он является символом нерушимой связи многих поколений защитников Родины и проявлением уважения народа к ним. У него славные традиции, за ним стоит сама история, полная героики подвигов, ярких поступков.

23 февраля Украина празднует День защитника Отечества, праздник, со Дня Советской армии превратившийся во всенародный мужской день. Этот праздник возник в 1918 году как день рождения Красной Армии после победы над немецкими войсками под Нарвой и Псковом.
10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором 23 февраля отмечено как День защитника Отечества с мотивацией, что «23 февраля 1918 года Красная Армия одержала победу над кайзеровскими войсками Германии».
Через четыре года – 23 февраля 1999 года - Президент Украины Леонид Кучма издал Указ «О Дне защитника Отечества», в котором указано: «Учитывая многочисленные обращения общественных организаций, ветеранов войны и с целью содействия патриотическому воспитанию молодежи постановляю установить в Украине праздник – День защитника отечества, который отмечать ежегодно 23 февраля ».
Во времена СССР 23 февраля был днем Советской армии, так и сегодня, по традиции, приветствуют в первую очередь военных. Однако треть украинцев относится к празднику как ко дню мужчин.
День защитника Отечества олицетворяет такие прекрасные человеческие качества, как доблесть и мужество. Фактически оно является праздником всех мужчин, чье главное призвание – защищать родную землю. Этот праздник символизирует любовь и уважение украинцев к своим защитникам и освободителям, к тем, кто сегодня стоит на страже независимости государства. В этот день мы с благодарностью вспоминаем и поздравляем тех, кто защищал национальные интересы и безопасность нашего государства. В этот день традиционно чествуем все поколения, которые показали примеры верности и героизма, защищая Отечество, со времен Запорожской Сечи до наших дней. Мужество и героизм, доблесть и слава, отвага и честь – именно те добродетели, на которых базируется вся многовековая история нашей Украины. На долю воинов-защитников всех поколений выпало много испытаний, однако они всегда преодолевали их с достоинством. Защищать Родину, свою землю, свой дом – это святая обязанность каждого человека. Защитники Отечества – это те, кто в грозные военные годы отстоял родную землю от фашистского нашествия. Это те седовласые ветераны, чья юность совпала с нечеловеческими испытаниями, с горем, кровью и бедствиями. Но они выстояли и в послевоенные годы восстанавливали и развивали страну.
День защитника Отечества – это праздник и ветеранов Великой Отечественной войны, и нынешних военнослужащих и работников Вооруженных сил Украины, которым выпала судьба вписать новые страницы в летопись украинской армии. Славные традиции отцов и дедов сегодня достойно продолжает новое поколение военнослужащих, стоящих на защите мира, труда, независимости Украины. Я считаю, что День защитника Отечества, прежде всего, дань героическим традициям нашего народа, проявление любви и уважения к тем, кто в кровопролитных битвах защищал Родину, отстаивал независимость. Мы всегда помнили, и будем помнить их храбрость и преданность во имя будущего и делать все возможное для того, чтобы окружить вниманием и заботой наших ветеранов. Отдавая дань героическим подвигам украинского воинства, кланяемся их мужеству и безграничной верности своему долгу. В нашей памяти хранятся все подвиги многих поколений воинов-защитников, их безграничная преданность и любовь к родной земле, мужество и героизм.

У многих людей существует очень серьезное заблуждение, которое становится очевидным благодаря именно этому торжественному событию. С Днем защитника Отечества в школах и семьях взрослые поздравляют мальчиков как будущих воинов, будущих защитников страны, потому что существует распространенное мнение: 23 февраля – "день всех мужчин". Произносят высокопарные слова о патриотизме и считают, что их задача выполнена. Все патриотическое воспитание школьников сводится к нескольким беседам и мероприятиям. И порой очень формальным. А какие непоправимые ошибки допускаются в этом воспитательном процессе! И результат налицо. Кого мы воспитали? Для многих ли школьников понятия Отечество, Родина, патриот, защитник Отечества наделены Смыслом?

Давайте подумаем, кто же такой на самом деле защитник Отечества и что же он защищает ? Какой образ Отечества сформирован в сознании современного молодого поколения? Понятие «Защитник Отечества» имеет очень широкий смысл. И может мы кому-то откроем секрет, но возрастных границ у этого понятия не существует . Ведь это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. И, между прочем, от того, какой смысл он вкладывает в понятие "Мое Отечество", зависит качество его службы.

Так что же такое Отечество? И может ли мальчик, защитивший слабого от хулигана, собаку от живодера, дерево от поджигателя, оказавший помощь другому, считаться защитником Отечества? А всякий ли мужчина может называться Мужчиной, достаточно ли ему для этого только отметки «МУЖ» в паспорте? И может ли он быть защитником Отечества?
Когда разберемся с первым вопросом, на остальные ответы станут очевидными.

Под Отечеством принято понимать страну предков (отцов) человека, отчизну, Родину. Отечество... Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. Все это Отечество. Одно из лучших толкований этого термина принадлежит известному русскому писателю М.Е.Салтыкову-Щедрину: "Отечество - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной" .

Г.В.Державин писал: "Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество" . Настоящий человек независимо от возраста и пола это делает в силу своих возможностей и способностей. Мальчик, уступивший в транспорте место старшему, убедивший прохожего поднять брошенный окурок, посадивший дерево у себя во дворе, - тоже защитник Отечества, как и пограничник. И то, и другое одинаково важно. И без того, и без другого Отечества быть не может .

Так что и как будет защищать тот солдат, о котором мы говорили ранее, если у него нет чести, совести, не развито чувство долга и ответственности? Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, принципы жизни и нравственного поведения, основанные на бережном отношении к природе, к своей стране, к родителям и друзьям, к другим людям (знакомым и незнакомым). Он будет защищать традиции и все то наследие, которое оставили ему родители. Наследие наших предков – это то, чем мы гордимся, то, что позволяет человеку (к сожалению, не каждому) оставаться Человеком. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны.

В статьях и очень доступно и на примерах показано, как можно воспитать у молодых чувство патриотизма и как убедить ребят в том, что патриотом быть жизненно необходимо . И как охарактеризовать человека, любящего Россию .
А для большей убедительности можно привести очень точные и удивительно современные сегодня высказывания великого Гоголя из его письма к другу с заголовком "Нужно любить Россию".

"...Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей..." .

Со школьниками, особенно старшеклассниками, взрослым бывает довольно трудно вести беседу на патриотическую тему. Ребята задают порой каверзные вопросы. Например, такой: Как можно любить такое Отечество, А.С.Пушкин, например, свое Отечество презирал?
Здесь имеется в виду его высказывание в письме к П.А.Вяземскому от 27 мая 1826 года: "...Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство" .

Все становится на свои места, когда ребятам сначала разъясняется, что поэт под отечеством подразумевал существующие на тот момент порядки и недостатки, ругал их, презирал, старался исправить; а затем приводятся высказывания самого же Пушкина, свидетельствующие о его истинном патриотизме. Вот они.

1. "...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал... Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко..." (из письма к П.Я.Чаадаеву 19 октября 1836 года).

2. "Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам" (из стихотворения "Два чувства дивно близки нам").

И позвольте напомнить вам, друзья, что патриотическое воспитание школьников строится с учетом их возрастных и психологических особенностей и начинается с воспитания отзывчивости, чувства товарищества, уважения к старшим, бережного отношения к окружающему миру. Но воспитывать патриотов должны истинные патриоты . Дети и подростки очень хорошо чувствуют фальшь и лукавство. А настоящие патриоты – это те люди, которые не задумываются о своем патриотизме, а просто честно трудятся, выполняют свой долг и делают все возможное, чтобы их Отечество процветало. "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов" (Шарль Луи де Монтескьё)

Мы очень надеемся , дорогие учителя, воспитатели, родители, что вы обязательно обсудите все то, что нашло отклик в ваших сердцах после нашего с вами общения: кто со школьниками на классном часе, кто на родительском собрании, а кто со своим ребенком в семье за чашкой чая.

В следующей статье вы обязательно найдете подарок ко Дню защитника Отечества – новую историю о приключениях Вовки и его друзей. И этот увлекательный рассказ, возможно, поможет многим из вас в воспитательной работе с детьми и подростками.