Факторы и условия здоровья сбережения детей. Факторы, влияющие на здоровье детей

воспитание здоровье ребенок семья

Наиболее неблагоприятным фактором, влияющим на здоровье ребёнка (из тех, что относятся к образу жизни), является пристрастие родителей к вредным привычкам. Рассматривая пагубное воздействие вредных привычек на здоровье детей, необходимо прежде всего отметить многосторонний характер такого воздействия. Вредное влияние злоупотребления спиртным, курения, наркомании ощущается неокрепшим детским организмом как напрямую (в виде вдыхания табачного дыма или через молоко матери), так и через наследственные факторы (влияние спиртного, табака, наркосодержащих веществ на репродуктивные клетки организма родителей), а также в виде различных стрессовых ситуаций, влияющих на психику ребёнка, которые могут возникать в семьях, где кто-либо из членов семьи злоупотребляет спиртным (или болен наркоманией).

Особо следует сказать о вреде курения. Во многом зависит от семьи, будет ли ребенок заядлым курильщиком или вовремя остановится. Повторим еще раз прописную истину: дети из курящих семей, причем не важно, подвержены этой пагубной привычке мать или отец, обычно сами рано начинают курить.

Влияние вредных привычек родителей отражается на их детях, внуках и даже правнуках. Курящие родители часто забывают о «пассивном курении», которому они подвергают своих детей ежедневно.

Если родители не курят, то и вероятность того, что и дети не будут курить - в 1,5 раза выше. При этом пример некурящих родителей большее значение имеет для мальчиков.

Лучший способ, чтобы ребенок бросил курить, - отказаться от курения всем членам семьи. Готовность родителей идти на определенные жертвы во имя здоровья сына или дочери - очень серьезный стимул для ребенка. Только следует выполнять данное детям обещание! Если родители срываются сами, тогда что требовать с подростка.

Дети, как правило, желают быстрее повзрослеть и поэтому начинают перенимать привычки своих родителей, следовательно, родителям нужно быть лучше.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка.

Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. На вопрос: «Занимаетесь ли Вы сами со своим ребёнком физическим воспитанием?» 20% опрошенных родителей ответили отрицательно, 54,3% физическим воспитанием своих детей занимаются нерегулярно, и только 26,7% делают это постоянно. В большинстве случаев такое положение объясняется тем, что родители сами не занимаются своей физической подготовкой. Так, например, не делают утреннюю зарядку вообще53,4% матерей и 60,9% отцов, следовательно, они не прививают этих навыков и своим детям. Всегда делают зарядку только 4% матерей и 4,8% отцов, остальные делают её нерегулярно. В соответствии с поведением родителей в вопросах физической культуры и дети ведут себя аналогичным образом.

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

2) образ жизни;

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов -20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.



При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

Марина Ерофеева
Консультация для родителей «Факторы влияющие на здоровый образ жизни ребенка»

В. А. Сухомлинский утверждал, что "Забота о здоровье ребенка -это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".

Взрослым, важно начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей положительное отношение к собственному здоровью .

В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие :

Оптимальный двигательный режим

Рациональное питание

Закаливание

Личная гигиена

Положительные эмоции

Основная причина многих болезней в мире – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии дошкольники, которые очень много времени проводят сидя за просмотром телепередач, играя в компьютерные игры. Для того, чтобы это исправить надо заниматься с детьми циклическими упражнениями аэробного характера : ходьба, легкий бег, плаванье, лыжные и велосипедные прогулки и конечно же играть в подвижные игры.

Следующий фактор здорового образа жизни ребенка – это питание . Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Следует обратить внимание на следующее :

Питание ребенка должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма

Регулярный прием пищи

Питательные вещества поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой

Питание должно быть индивидуальным

Закаливание- является еще одним из составляющих здорового образа жизни ребенка .

«Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья» -вот дивиз закаливания!

Разумное использование этих естественных сил природы приводит к тому,что ребенок делается закаленным , успешно противостоит переохлаждению и перегреву.

Надо помнить, что закаливание будет успешным если соблюдать три принципа :

Постепенность -увеличивать продолжительность процедур надо постепенно

Систематичность – проводить закаливающие мероприятия ежедневно

Комплексность –использовать в комплексе естественные силы природы (солнце, воздух, вода)

Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка .

Постараться, чтобы закаливание проходило при положительных эмоциях, дети должны выполнять процедуры с радостью, желанием. В этом большое значение имеет пример родителей . Существует множество видов закаливания : хождение босиком, обтирание, обливание, воздушные ванны, воздушно-солнечные и т. д.

Не менее важным так же является следующий фактор здорового образа жизни ребенка - это личная гигиена. Без соблюдения правил личной гигиены (уход за телом, волосами, полостью рта, одеждой, обувью) невозможно сохранить и укрепить здоровье . Должны стать естественной и неотъемлемой процедурой мытье рук перед едой, после прогулки, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ, уход за зубами. Воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой и обувью.

Большое значение оказывает на здоровый образ жизни благоприятный климат в семье, который влияет на эмоциональное состояние ребенка . В будущем оно отразится и на его здоровье . Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы. Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь , понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка . Все родители хотят , чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным . Здоровый образ жизни необходимо формировать с детского возраста, тогда забота о своем здоровье станет естественной формой поведения. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.

Публикации по теме:

«ДРУЖНО, СМЕЛО С ОПТИМИЗМОМ - ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!» Открытая презентация Проекта по адаптативной физической культуре «Всем полезно,.

Факторы, влияющие на формирование образования Формирование образования – сложный многоступенчатый процесс, характеризующийся необходимостью концентрации в себе гармоничного сочетания.

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ФИО___ 1. Какого состояние Вашего здоровья?.

Буклет для родителей «Здоровый образ жизни ребёнка» Мы – спортсмены просто класс! Здоровый образ жизни ребёнка. Советы для родителей. Чтобы ваш ребёнок был сильным, а главное здоровым.

Факторы, влияющие на развитие личности Факторы, влияющие на развитие личности. В этой статье я хотела бы обсудить актуальную на сегодняшний день тему: «Что же, все-таки, является.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Классный час
в 6 - 9 классе

«Факторы, негативно влияющие на здоровье ребёнка»

(из серии классных часов «Твоё здоровье и …»)

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2010г.

Классный час

«Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка »

(слайд 1)

Цели: (слайд 2)

    сформировать ценное отношение к своему здоровью;

    сформировать представление о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье;

    ознакомить с фактами, негативно влияющих на здоровье ребенка.

Задание: (слайд 3)

    * Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

    * Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

  1. К концу занятия учащиеся должны:

    * Владеть информацией о фактах, негативно влияющих на здоровье ребенка;

    * Быть убежденными, что вести здоровый образ жизни – более предпочтительно.

Ход классного часа:

Классный воспитатель:

(слайд 4)Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?». И себе же отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем – то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование для получения информации о своем здоровье. Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да » или «нет ».

Тест «Твое здоровье»

    У меня часто плохой аппетит.

    нет

    После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

    нет

    Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

    нет

    Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

    нет

    Я почти не занимаюсь спортом.

    нет

    В последнее время я несколько прибавил в весе.

    нет

    У меня часто кружится голова.

    нет

    В настоящее время я курю.

    нет

    В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

    нет

    У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

    нет

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и посчитайте сумму.

Результаты:

1 – 2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3 – 6 баллов . Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7 – 10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…

(слайд 5)Правила здорового образа жизни.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни:

    Правильное питание.

    Здоровый сон.

    Активная деятельность и активный отдых.

    Отказ от вредных привычек.

При правильном питании снижается заболеваемость учащихся, улучшается их психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное – повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

Вред газированных напитков.

(слайд 6)Давайте немного поговорим о том, что мы пьем . В любом случае важно знать, что именно газированные напитки могут реально принести вред. Во – первых, это углеводы . В 0,33 л Pepsi Cola содержит 8 кусков сахара. Мало кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировой складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них –белок аспартам . Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушением работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды – они не утоляют жажду, а, наоборот, вызывают аппетит.

(слайд 7)Газированные напитки содержат кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е 338). Чаще всего в газировках используется именно она.

(слайд 8)Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки – беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде – это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии – возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

(слайд 9,10)Кока – кола с успехом заменяет бытовую химию.

    история Кока – колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

    чтобы чистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

    чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в Кока – коле.

    чтобы удалить продукты коррозии с батарей в автомобиле, вылейте на них банку Колы.

    чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку Кока – колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

    чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку Кока – колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машинке как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока – кола также чистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

    активный ингредиент Кока – колы – фосфорная кислота. Ее рН равен 2,8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

    для перевозки концентрата Кока – колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

    дистрибьюторы Кока – колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

(слайд 11)Единственный безвредный компонент газировок – вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка.

(слайд 12)Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в т.ч. и от Колы, необходимо следовать простым правилам.

    Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировку пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

    Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

    Ограничьтесь одним стаканом 1 – 2 раза в неделю.

    Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

    Не давайте газировку детям до 3–х лет.

Опасные пищевые добавки

Теперь поговорим о том, что мы едим . (слайд 13)Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы – производители почему – то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется «на любителя».

(слайд 14)Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике большинство наших с вами соотечественников предпочитают есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет – ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов.

Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. То же самое в полной мере относится и к сухарикам.

В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов, и сухариков.

(слайд 15)Коды опасных пищевых добавок

Известные коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики:

Вы все еще хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевом гидрогенизированных жирах, притушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромное количество канцерогена – акриламида?..

Полезные продукты

(слайд 16)А какие продукты полезно есть, чтобы оставаться здоровым? Это фрукты, овощи, рыба, бобовые и т.д.

Предлагаю вашему вниманию викторину на знание полезных свойств овощей и фруктов.

(слайд 17,18,19)Викторина:

    употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний. (морковь)

    Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергентом. (капуста)

    Этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает его ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укреплению иммунитета. (свекла)

    Обладает общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно – сосудистой системы, обмена веществ. (яблоко)

    Повышает прочность капиллярных сосудов, способствует выведению из организма воды и поваренной соли. (груша)

    Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии. (вишня, черешня)

    Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни. (малина)

    Богата общеукрепляющим витамином С. (черная смородина)

    Этот овощ малокалориен, хорошо выводит избыток воды и поваренной соли, способствует процессу образования эритроцитов в крови. (баклажан)

Сколько должен спать человек?

(слайд 20)Второе правило здорового образа жизни, которое мы назвали «сон». Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что для ребенка необходимо 10 – 12 ч, подростка – 9 – 10 ч, взрослого – 8 ч. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна.

(слайд 21)Не случайно об этом придумано столько пословиц:

    от хорошего сна молодеешь;

    сон – лучшее лекарство;

    выспишься – помолодеешь;

    выспался – будто вновь родился.

Двигательная активность

(слайд 22)Следующая составляющая здорового образа жизни – двигательная активность. По статистическим данным, сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10 -ти причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Меньше 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

Вредные привычки

К вредным привычкам мы относим курение, алкоголизм, наркоманию.

(слайд 23,24)Курение. В нашем гуманном обществе нет наказаний, но если вы посмотрите на легкие здорового человека и на легкие курильщика, это заставит вас задуматься, стоит ли начинать курить.

(слайд 25)Федеральный закон

«Об ограничении курения табака».

«Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях занимаемых органами государственной власти.»

«Нарушение положения данной статьи влечёт за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством».

(слайд 26)Алкоголизм – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

(слайд 27)Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна. В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз. Термин «наркомания » связан с понятием «наркотик » (от греч. narkotikos - усыпляющий). Говоря о наркомании, мы имеем в виду вещества, формирующие психическую зависимость от потребления. Таким образом, в настоящее время термин «наркотическое вещество » (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. (слайд 28)Согласно общепринятому определению наркомания – это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определенное вещество (или вещество определенной группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синоним термина «наркомания » является понятие «зависимость ».

Влияние компьютера на здоровье человека

(слайд 29)В последнее время появился еще один вид зависимости – так называемая компьютерная зависимость, или интернет – зависимость.

Основные вредные факторы, действующие на человека, сидящего за компьютером:

Электромагнитное излучение . Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, на еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

(слайд 30)Сидячее положение . Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей – сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Кроме того, малоподвижный образ жизни приводит к ожирению.

Воздействие на зрение . Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказывается на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых вами программах, неправильное расположение экрана.

(слайд 31)Перегрузка суставов кистей рук . Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках «бегают мурашки». Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации . Не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку… В результате такого стресса случаются инфаркты.

(слайд 32)Влияние компьютера на психику . Тема, на наш взгляд, очень дискуссионная. Игромания, интернет – зависимость – настолько серьезны эти проблемы?

Желаю вам:

    Никогда не болеть;

    Правильно питаться;

    Быть бодрыми;

    Вершить добрые дела.

(слайд 33)

Тест «Твое здоровье»

1.У меня часто плохой аппетит.

    нет

2.После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

    нет

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

    нет

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

    нет

5. Я почти не занимаюсь спортом.

    нет

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

    нет

7. У меня часто кружится голова.

    нет

8.В настоящее время я курю.

    нет

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

    нет

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

    нет

Используемая литература:

1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2009.

Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.

В формировании здоровья детей участвуют следующие важ­нейшие факторы:

· здоровье и возраст родителей на момент рождения ребен­ка, осложнения беременности и родов;

· социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологи­ческий климат в семье);

· эпидемиологические;

· экологические;

· факторы учебного процесса.

Здоровье и возраст родителей играют существенную роль в формировании здорового поколения. Наличие у родителей вредных привычек, хронических и некоторых инфекционных заболеваний может отрицательно повлиять на здоровье ребен­ка. Эти моменты неблагоприятно отражаются на развитии пло­да в период его зачатия и внутриутробного развития, являясь причиной таких наследственных заболеваний, как дальтонизм, гемофилия, пороки развития, уродства и т.д., на долю которых, по данным ВОЗ, в разных странах мира приходится от 4 до 8 % патологии детского возраста.

Известно также, что чем моложе будущие родители или, на­против, старше, тем неблагоприятнее это обстоятельство для здоровья ребенка.

В возрасте до 1 года важнейшими для здоровья детей явля­ются такие социальные факторы, как характер семьи и образо­вание родителей. В 1-4 года значение этих факторов остается весомым, но увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, наличие животных в доме, курение взрослых, посещение ДДУ. В возрасте 7-10 лет наибольшее значение имеют жилищ­ные условия, доход семьи, наличие животных и курение родственников в жилище.

Ведущими биологическими факторами во всех возрастных группах детей являются болезни матери во время беременности и осложнения беременности и родов.

Существует условная классификация социально-гигиеничес­ких факторов, влияющих на развитие и состояние здоровья де­тей и подростков, представленная в табл. 10.1.

Питание как фактор, формирующий здоровье населения, стал заметен в нашей стране в последнее десятилетие, когда произошло резкое экономическое расслоение обществе. В се­мьях с высокой материальной обеспеченностью часто встреча­ются дети с нарушениями жирового обмена, а в семьях с низ-

Таблица 10.1. Социально-гигиенические факторы, значимые для здоровья детей

Благоприятные (оздоровительные) факторы Факторы риска
Соответствие условий окружаю­щей среды гигиеническим нор­мативам Нарушения гигиенических тре­бований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности
Оптимальный двигательный ре­жим Гипо- или гипердинамия
Закаливание Нарушение режима дня и учеб­но-воспитательного процесса
Сбалансированное питание Нерациональное питание
Рациональный суточный режим Отсутствие гигиенических навы­ков и здорового образа жизни
Здоровый образ жизни Неблагоприятный психологи­ческий климат в семье и коллек­тиве

ким и доходами резко увеличилось число детей и подростков с пониженным пищевым статусом вследствие дефицита в пище белка, особенно животного происхождения, витаминов и энер­гетической недостаточности питания.

Дефицит витаминов в среднем наблюдается у 40 % населе­ния, он в первую очередь касается витаминов С, А, Е и бета-каротина, составляющих основу антиоксидантной защитной системы организма, наблюдается во всех возрастных группах населения, во всех регионах и во все сезоны года.

Отмечается дефицит кальция и железа в связи с недостаточ­ным потреблением молока, молочных продуктов и мяса как ос­новного источника железа.

Дефицит микроэлементов (меди, селена, цинка, йода, фтора) стал национальной проблемой у нас, а также в Европе и Аме­рике, причем селен является важным элементом в антиокси­дантной защите человека.

К тому же сами продукты в ряде случаев не могут считаться доброкачественными в гигиеническом отношении, будучи за­грязненными микроорганизмами и многочисленными ксено­биотиками (солями тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, нитритами, нитратами, нитрозаминами, пестицидами и анти­биотиками). От 60 до 70 % чужеродных веществ поступает в организм с пищей.

Образ жизни - емкое понятие. Под здоровым образом жизни следует понимать не только отсутствие вредных привычек, но и наличие двигательной активности, рациональные режимы питания, труда и отдыха. Давно доказано, что вредные привыч­ки (табакокурение, злоупотребление алкогольсодержащими на­питками, прием наркотиков) оказывают крайне негативное влияние на соматическое и психическое здоровье детей и под­ростков.

Эпидемиологические факторы резко отрицательно отражаются на состоянии здоровья населения, в том числе и детского. Из­вестно, что детские инфекции составляют около 15 % от всей детской заболеваемости. Следствием игнорирования прививоч­ной работы в нашей стране стали возобновление и рост в сере­дине 90-х годов таких забытых инфекций, как дифтерия, полио­миелит и корь.

Под воздействием эндемических факторов у населения по­являются эндемический зоб, уролитиаз, флюороз, кариес зубов, стронциевый и молибденовый рахит. Развитию этих и других заболеваний способствует наличие биогеохимических провин­ций, искусственно созданных промышленной деятельностью человека, влияние которых на здоровье населения требует даль­нейших научных исследований.

Из перечисленных факторов питание, эндемические и эпи­демиологические (природно-очаговые болезни - риккетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит, геморрагическая лихорад­ка и др.) могут быть отнесены и к экологическим. Не случайно, по данным ВОЗ, экологические факторы в настоящее время обусловливают более 25 % всех заболеваний человека, а по ряду стран и регионов этот показатель достигает даже 40 %, причем с учетом эндемических и эпидемиологических факторов он ста­новится еще выше.

Годы пребывания в школе (с 6-7 до 17-19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, нерациональные учебные пособия, нарушение правил чтения могут привести к миопии. Количество близоруких детей увеличивается в вы­пускных классах.

Нерационально устроенная школьная мебель и неправиль­ная посадка (поза) ученика во время урока приводят к наруше­нию осанки - кифозу и сколиозу.

Несоблюдение режима учебных занятий в школе и дома мо­жет вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в орга­низме.

В детском возрасте, как уже говорилось, происходит развитие и совершенствование иммунной системы организма. Тесное общение в детских коллективах, где могут быть инфекционные больные, способствует развитию детских эпидемических ин­фекций: кори, ветряной оспы, коклюша, скарлатины, дифте­рии, краснухи и др.

Технические средства обучения (ТСО), все шире применяе­мые в современных образовательных учреждениях, включая школы и детские сады, обеспечивают лучшее восприятие учеб­ного материала, повышая внимание и интерес к изучаемому ма­териалу. К ТСО относятся кино-, диа- и эпипроекторы, те­левизоры и видеомагнитофоны, персональные компьютеры. Однако использование аудиовизуальных ТСО и компьютерной техники с видеодисплейным терминалом (ВДТ) требует регла­ментирования времени их непрерывного применения в учебном процессе вследствие их отрицательного влияния на состо­яние зрительной и общей работоспособности организма детей и подростков под влиянием длительного статического напря­жения и напряжения зрения.

Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в им­мунной, нервной и сердечно-сосудистой системах и, по мне­нию некоторых ученых, создает опасность риска заболевания экземой при работе с дисплеем в течение 2=6 ч и более в день, что объясняют способностью этих полей повышать концентра­цию положительных ионов в рабочей зоне, которые адсорби­руют пылевые частицы, являющиеся причиной аллергизации организма. Известно также, что электромагнитные поля меша­ют появлению новых условных рефлексов и ухудшают процесс запоминания.

Переменное электрическое поле влияет на минеральный об­мен: резко изменяются состав мочи и потребность организма в раде минеральных веществ. Так, увеличивается выброс каль­ция и резко задерживается фосфор, что объясняют либо акти­вацией деятельности надпочечников, гормоны которых регули­руют минеральный обмен, либо непосредственным влиянием электромагнитных излучений на ионные каналы клеточных мембран.

Компьютеры влияют на центральную нервную систему де­тей. Ритмические сигналы от монитора могут стать причиной плохого самочувствия. При длительной работе на компьютере у некоторых школьников отмечаются психологические рас­стройства, раздражительность, нарушение сна, нежелание при­ступать к работе с компьютером, а также снижение работоспо­собности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрес­сивных состояний.

Работа на компьютере происходит в вынужденной рабочей позе, вследствие чего отмечаются повышенная нагрузка на ос­тисто-крестцовые мышцы, боли в шейном и грудном отделах позвоночника.